Календарь |
---|
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
МО учителей начальной школыСоловьева Е.Н. Проектная задача по литературному чтению «Русское народное творчество» (работа по учебникам Л.А. Ефросининой , М.И.Омороковой) 4 класс
Цель проектной задачи: развитие ключевой компетентности (организационная, коммуникативная, социальная) Задачи: - Развивать навыки познавательной деятельности:
- работа с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
- навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени.
- Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение в группе).
- Обучение детей представлять результаты своей работы.
- Развивать интерес к русскому народному творчеству.
Планируемые педагогические результаты по предмету «Литературное чтение»: • распознавание жанров фольклора, умение их отличать; • демонстрирование знаний русских народных загадок, пословиц, сказок, былин и песен; • обогащение знаний об истории появления некоторых жанров русского народного творчества: загадка, пословица, сказка, былина и песня. Общеучебные умения: • работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль; • работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу). Тип проекта по количеству участников: групповой по продолжительности: краткосрочный по типу деятельности: творческий, информационный по количеству предметов: моно-проект Форма подведения итогов по работе над проектом «Русское народное творчество» - фольклорный праздник. Красива и богата земля Русская. Раскинулись от моря до моря ее леса и поля, рассыпались по бескрайним просторам города белокаменные. Сидят в своих кремлях князья полновластные, скачут в поисках подвигов богатыри непобедимые, звенят над Божьими храмами колокола благозвучные. Оформление проекта Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения. 1. Первая страница. а) название проекта; б) имя и фамилия автора(ов); в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта; г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс; д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес; е) год подготовки проекта. 2. Вторая страница – оглавление. 3. С третьей страницы – основное содержание проекта. а) обоснование актуальности проблемы; б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления; в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения); г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части); д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть); е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы); ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта. 4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания). Этапы работы над проектной задачей по литературному чтению «Русское народное творчество»
Обучающиеся разбиваются учителем на 5 групп, которые будут работать по разным направлениям исследования, а затем, объединяя результаты своих исследований, представят общий продукт в виде презентации. 1 группа – тема: «Русские народные загадки». Задачей этой группы является изучение истории появления загадок на Руси, подборка загадок. 2 группа - тема: «Пословицы русского народа». Задачей этой группы является изучение истории появления пословиц на Руси, подборка пословиц. 3 группа – тема: «Русские народные сказки». Задачей этой группы является изучение русских народных сказок, главных героев (положительных и отрицательных), волшебных предметов и обязательного итога сказок: победу добра и справедливости в конце сказок. 4 группа - тема: «Былины и былинные герои». Задачей этой группы является изучение былин и былинных героев (жизнь, подвиги), составление кроссворда и приготовление презентации о героях былин. 5 группа - тема: «Русские народные песни». Задачей этой группы является изучение тематики русских народных песен, исполнение хороводной песни. Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей | 1. Погружение в проект | Цель- подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание групп обучающихся для работы над проектом. | Предлагает учащимся для изучения тему проекта «Русское народное творчество», делит детей на 5 групп. Побуждает у обучающихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы решение по поводу распределения обязанностей внутри группы. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. | Мотивируют детей. | 2. Планирование деятельности | Цель – поэтапная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации обучающимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает обучающимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • продумывают продукт групповой и индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. 1 группа. изучение истории появления загадок на Руси, подборка загадок, оформление полученных материалов. 2 группа. Изучение появления пословиц на Руси, подборка пословиц, оформление полученных материалов. 3 группа. Изучение русских народных сказок, главных героев (положительных и отрицательных), волшебных предметов и обязательного итога сказок: победу добра и справедливости в конце сказок. Оформление полученных материалов. Инсценирование сказки. 4 группа. Изучение былин и былинных героев (жизнь, подвиги), составление кроссворда и приготовление презентации о героях былин. Оформление полученных материалов. Составление кроссворда и приготовление презентации о былинных героях. 5 группа. Изучение тематики русских народных песен. Исполнение хороводной песни. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. | 3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель- разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе и в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. | 4. Оформление результатов | Цель - обработка полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. 1 группа. Подготовлено сообщение об истории появления загадок на Руси, выполнена подборка загадок. 2 группа. Подготовлено сообщение об истории появления пословиц на Руси, выполнена подборка пословиц. 3 группа. Представлена подборка книг с русскими народными сказками, подготовлена инсценировка сказки. 4 группа. Подготовлено сообщение и презентация о былинах и былинных героях, подготовлен кроссворд. 5 группа. Подготовлено исполнение хороводной песни. | Наблюдают, советуют. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. | 5. Презентация результатов. | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. | Готовят презентацию (с помощью учителя). При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы. | Оказывают помощь в подготовке презентации. | 6. Рефлексия | | Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Оценка деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают замечания (доброжелательно!). | Выступают в качестве эксперта конечного продукта и оценивают знания детей по русскому народному творчеству, показанные во время ответов |
Экспертный лист для оценки работы своей группы Ф.И. эксперта ___________________________ группа__________ вопросы | ответы | Смогла ли группа самостоятельно или с помощью решить задачу проекта? | | Пользовались ли ученики своим планом работы или коллективно составленным планом работы? | | Как была организована работа на завершающем этапе – при заполнении таблицы (общее обсуждение, каждый представил свои результаты, и они не обсуждались группой и т.п.?) | | Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т.п.) Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались? | | Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы. | |
|
|