Географическое краеведение в 6 классе, на мой взгляд, представляет систему знаний о территории проживания (своей местности), основанной на развитии умения анализировать, систематизировать, наблюдать, сопоставлять, используя получаемые знания как по программе базового курса, так и на основе использования различных дополнительных источников информации.
Введение
содержания краеведческого материала при изучении ключевых тем курса
«География» (6-11 кл.) составляет суть краеведческого принципа преподавания
предмета и позволяет реализовать национально-региональный компонент
образования.
Актуальность изучения краеведческого материала,
окружающей географической среды способствуют
-
воспитанию любви к малой родине, уважению к традициям и культуре своего народа.
- формированию экологической
ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью;
-
развитию познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в
процессе наблюдений, исследований состояния окружающей среды.
В
процессе рассмотрения краеведческих вопросовучащиеся включаются в поиск
информации, как на бумажных, так и
на электронных носителях, преобразуютранее
полученные знания и умения из различных дисциплин. На уроках используются
разнообразные методы обучения: информационный, картографический, теоретический,
проблемного изложения и другие Изучение краеведческого материала
предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности обучающихся.
Результатом
изучения курса является способность применять географические знания в реальной
жизни на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а
также воспитание духовно-нравственной культуры, готовность к полезной
общественно-географической деятельности.
Примеры
некоторых краеведческих вопросов,
рассматриваемых
в курсе географии 6 класса
Тема |
Вопросы по региону и городу |
План местности |
Изучение планов
Московской области и г.
Климовска (использование компьютерных карт) |
Географическая карта,
географические координаты |
Изучение карты
Московской области, определение
местоположения г. Климовска относительно столицы,
определение координат г.
Москвы, г. Подольска
(понятие о минутах и секундах). Координаты г. Климовска
(использование
дополнительных источников информации,
ресурсы Интеренета) |
Литосфера |
Коллекция горных пород и минералов, которыми сложена территория Московской области и окрестностей г. Климовска (раздаточный материал). Определение взаимосвязи строения земной коры и видов горных пород, минералов по происхождению (элементы повышения уровня и опережающий материал) |
Формы рельефа
земной коры |
Определение
по картам равнин, на которых находится Московская
область (по мере уменьшения
размеров форм рельефа). Рельеф окрестностей г. Климовска (наблюдения) |
Гидросфера
|
Реки и озера
Московской области (обзор по карте
Московской области) и окрестностей г.
Климовска (использование дополнительных источников
информации – опережающее задание). |
Атмосфера
|
Определение
типа климата Московской области и г. Климовска.
Определение причин, влияющих на климат своей
местности (анализ текста учебника
и климатических карт Московской
области – использование ИКТ) |
Схема практико-ориентированного задания по теме
«Литосфера»



