Бабанская В.Н.
Разработка урока по обществознанию (7 класс)
Я – гражданин России!
(проектная деятельность)
Гражданами не рождаются, ими становятся.
Учащиеся по желанию делятся на три группы, каждая из которых получает задание подготовить проект и представить его на уроке.
1 группа получила задание выявить отрицательные стороны нашей жизни и показать проблемы, существующие в нашем обществе.
2 группа собирает и оформляет материал о контрастах в нашей стране и об опасном равнодушии, царящем в обществе.
3 группа должна обосновать утверждение, что несмотря ни на какие трудности, быть гражданином России почетно, престижно, трепетно.
Во время работы над созданием проектов ученики в группах выбирают руководителя, и он периодически докладывает о стадии работы:
№ п/п | руководитель | Кто за что отвечает | сроки | Вклад каждого | Итоги |
1 | |||||
2 | |||||
3 |
Проекты, представленные ребятами, очень разнообразны и интересны. Каждая группа творчески подошла к заданию:
1 группа
- Сделали фотографии об экологической катастрофе на Петрице, о преступлениях человека перед природой;
- Взяли интервью у жителей Климовска (в том числе на сайте Климовска):
- Хорошо ли Вам живется в России?
- Кто виноват в наших проблемах?
- Где выход из создавшегося положения?
2 группа
- Подготовила фотостенд, основанный на контрастах нашего города сегодня (рядом с шикарными салонами, магазинами запущенные полуразвалившиеся жилые дома);
- Провела социологический опрос среди граждан по вопросам о выборах:
- Участвовали ли Вы в предыдущих выборах?
- Считаете ли Вы, что Ваш голос имеет значение?
Интересно показали ребята проблему контрастов нашего бытия, поставив сценку с одной и той же продавщицей в день хорошей «выручки» и в день падения курса рубля. В заключение проекта прозвучали слова Бруно Ясенского: «Не бойся врагов, в худшем случае они предадут тебя; не бойся убийц, в худшем случае они убьют тебя; бойся равнодушных. Именно с их молчаливого согласия происходят и предательства и убийства».
3 группа
Представила проект в виде мини-спектакля. Девочка пишет сочинение на тему: «За что я люблю Россию?». На помощь приходят родные разных поколений: дедушка любит Россию за героизм и отвагу русских воинов, бабушка – за красоту природы и русскую душу, мама за талантливую поэзию и музыку, папа – за выдающийся вклад в развитие науки и техники.
Все проекты были разработаны и осуществлены ребятами самостоятельно.
После просмотра и обсуждения проектов каждая команда получает по проблемному вопросу и в форме «мозгового штурма» решает проблему, затем выносит её на обсуждение всех учащихся.
Почему так важно принимать участие в борьбе за права других, даже если вашим правам никто не угрожает?
Что вы считаете важнейшими обязанностями гражданина?
Как можно стать хорошим гражданином?
Вопросы, касающиеся судьбы нашего государства, подводят учащихся к необходимости самим быть активными гражданами, гражданами, которые не только знают каким должно быть правовое, демократическое государство, не только умеют его изменить, но понимают необходимость вклада каждого в эти перемены и чувствуют потребность участвовать в них.
Таким образом, на уроке выстраивается модель нашего государства, где фундамент – это принципы, на основании которых строится государство, реализуются гражданские идеалы – ЗАКОННОСТЬ, ДЕМОКРАТИЯ, КОНСТИТУЦИЯ.
Следующий этап в строительстве – стены, опора.
Кто является опорой государства, реализует принципы?
Опорой государства являются граждане, владеющие навыками, позволяющие личности реализовать идеалы. Граждане должны быть терпимыми, соблюдать нормы поведения, но непременно иметь активную гражданскую позицию, чтобы воплощать принципы, а если потребуется, быть готовыми бороться за них. И, наконец, крыша государства – это власть, которая выполняет главную функцию: является гарантом прав, свобод, надежной защитой для каждого гражданина.
Строительство образцового государства идет в постоянной дискуссии, где имеют место разные точки зрения, но в итоге все приходят к согласию.