«Семья в современном обществе»
(урок – дискуссия)
Тема урока-дискуссии: «Семья в современном обществе”
Цель урока:
Сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека через разрешение проблемной ситуации - современная семья: кризис или поиски счастья?
Задачи урока:
- Создать ситуацию для проявления эмоционально- личностного отношения каждого ребенка к деликатной теме урока - теме семьи.
- Расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции развития в современном обществе; выявить проблемы современной российской семьи и предпринимаемые государством меры по их решению.
- Развивать умения учащихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
- Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей детей через структуру формирования рабочих групп, разноуровневые задания, свободный выбор опережающих к уроку и домашних заданий.
Основные понятия.
- Семья.
- Семья как малая группа.
- Семья как социальный институт.
- Функции семьи.
- Ценности семьи.
- Типы семей.
- Проблема кризиса современной семьи.
Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщению учащихся к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.
Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого учащегося, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Ход мероприятия
- Здравствуйте! Тема нашей дискуссии "Семья в современном обществе”. (Слайд 1) Тема довольно, актуальна в наше непростое время. Мы приглашаем вас к честному и откровенному разговору на личные, возможно даже интимные темы. Мы надеемся, что те психологические знания и социальный аспект по вопросам семьи помогут вам сделать вашу семью счастливой. Мы думаем, что вы примете активное участие в дискуссии.
- Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, именно в семье мы усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки; также закладывается характер и идеалы человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу. Благодаря той особой атмосфере доверия, доброжелательства, взаимного уважения, которые присуще семье, принесенная в дом радость становится радостью вдвойне, а случившаяся беда, покажется менее тяжелой. Скоро вы начнете свою самостоятельную жизнь, у вас будут свои дети, которые тоже построят свои семьи. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.
- Что же такое семья?
Ответы учащихся: - Семь-Я. Часто мы слышим эту фразу, а что она означает?
Как появилась слово "семья”?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила "Я”.
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя…?
-"Я, я, я”- Ева молвила - "Я”.
И так на земле появилась семья.
- С социальной точки зрения это союз лиц, в основе которого лежит брак, родство, усыновление, удочерение. Семья характеризуется общностью жизни всех ее членов, их едиными интересами, заботой друг о друге. Семья начинается с брака. (Слайд )
- Вопрос, который я вам задам может показаться странным: нужна ли человеку любовь? (Ответы учащихся, слайд ).
- Ответ представляется очевидным: конечно, да! Но на уточняющий вопрос, зачем нужна любовь, ответить не просто.
В обыденном сознании укрепилось мнение, что любовь нужна в первую очередь для создания семьи. Но любовь далеко не всегда сопровождала семейную жизнь (и вообще она была не обязательной). Конечно, в основе создания семьи - любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение этого чувства в браке). Так что сегодняшняя семья, создающаяся по любви,- завоевание нового времени. Если вас интересует этот аспект взаимоотношений между людьми, приглашайте меня на классный час.
- Так как мы говорим о семье то, любовь нужна детям, независимо от того в каком браке они появились на свет.
- Мы подошли к интересному вопросу: " А так ли обязательно регистрировать брак?” (Ответы учащихся, слайд )
Думаю, что, вернее всего нас рассудит, действующее брачно-семейное законодательство. Конечно, можно согласиться, что отметка в паспорте - это еще не гарантия семейного благополучия. Да и не может быть такой гарантией, ибо только взаимные любовь и уважение скрепляют семью. Но, с другой стороны, образование семьи связано с определенными правовыми последствиями для мужа и жены. И не только для них, но и для детей.
- Давайте познакомимся с основами семейного законодательства.
- Семейные отношения, как и другие важные вопросы жизни общества, регулируются нормами права.
Основным нормативным актом (источником), где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс РФ.
Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения, которые между супругами и другими членами семьи.
Знания положений семейного законодательства, своих прав и обязанностей обязательно понадобится вам в жизни. Семья начинается с брака. Слово "БРАК” образовалось от древнерусского "БРАЧИТИ” - отбирать хорошее и отклонять плохое.
После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности.
Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
В соответствии с личными правами супруги имеют возможность по личному желанию и взаимному согласию избирать фамилию одного из них. В этом случае фамилия становится общей. Но муж и жена могут оставить и свои прежние фамилии. Супруги также имеют право на выбор рода занятий, профессии, места жительства.
Следующий вопрос, который мы обсудим: А каким я вижу своего мужа? Какими качествами он должен обладать?
- Анализ анкет учащихся… Почему Вы выбираете именно эти качества?
А теперь я покажу Вам результаты опроса мужской части населения. Вы должны со всей серьезностью отнестись к его итогам! Вот Вам модель будущей жены. Такими хотят видеть Вас будущие избранники. Этими качествами вы должны обязательно обладать.
Правила счастливой супружеской жизни дает нам Дейл Карнеги, известный американский психолог
1.Не нужно придираться.
2.Не пытайтесь переделать своего супруга.
3.Не критикуйте.
4.Выражайте друг другу вашу искреннюю признательность.
5.Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания.
6.Будте предупредительны.
Таким образом, мы сумели создать счастливую семью. Теперь мы поговорим с вами об основных функциях семьи. Какими они были прежде и что изменилось сейчас(Слайд)
- Если мы вернемся к истокам прошлого, то испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине в деревне прошлого, скажем, было очень трудно прокормиться. На основе этого создавались семьи для ведения общего хозяйства.
В семье рождались и воспитывались дети. Причем количество достигало до 10-12 человек, и это не считалось многодетной семьей. Это была норма.
Наконец, в рамках семьи наследство от старших поколений переходило к младшим. Даже жену, допустим погибшего брата, брал другой брат, чтобы не оставлять ее одну, оказывать помощь.
- Что же произошло со всеми этими функциями теперь?
Может ли человек прожить один? (Ответы учащихся)
- Таким образом:
1. Хозяйственная функция резко сошла на нет. Общество стало значительно богаче, служба быта куда лучше, так что сегодня человек без ущерба для здоровья может прожить один. Конечно, в ряде случаев вести совместное хозяйство удобнее, но это лишь удобство, а не жесткая необходимость. У большинства из нас сегодня нет таких накоплений, о дальнейшей судьбе которых стоило бы беспокоиться.
2. Следующее, что отличает современную семью,- это, конечно же, малочисленность, в основном она состоит из одного- двух поколений. Это связанно с потребностью в свободе и самостоятельности молодых семей. В семье сместился психологический центр: если раньше все держалось на отношениях родственных (в одном доме жили несколько поколений, для передачи опыта), самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь семья держится на отношениях супружеских, а родственные отношения отошли на второй план.
3. Семьи в основном одно-, двухдетные, многодетной в последнее время считается семья с тремя детьми
4. Заключение браков вне зависимости от социальной, национальной, религиозной, региональной принадлежности мужа и жены.
5. Свобода заключения и расторжения брака. Никто не вправе навязывать вам свою волю в этом глубоко личном вопросе.
6. Равноправие мужчины и женщины в браке, защита прав всех членов семьи.
7. Преимущественно преобладание гражданских, светских браков (хотя в последние годы заметна тенденция увеличения браков, оформленных в церкви)
8. На сегодняшний день возникла и окрепла новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости – семья держалась другими связями. И практически все споры идут именно из-за этой функции.
- Таким образом, подведем некоторый итог: сегодня говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви. Исчезновение же любви довольно быстро превращает совместную жизнь в ад.
-Как сохранить нам долгую и счастливую семью? (Ответы учащихся) Слайд
Когда семья распадается…(Слайд)
К сожалению, пока количество расторгаемых браков остается очень большим. Во многих районах страны распадается каждый третий брак, а в некоторых – даже каждый второй.
Закон в одном – единственном случае ограничивает право супруга расторгать брак. Супруг не имеет права без согласия супруги ставить вопрос о расторжении брака во время её беременности и в течение года после рождения ребенка. Во всех остальных случаях расторгнуть брак можно по желанию любого из супругов.
В чем Вы видите причины расторжения брака? Слайд - анализ причин
- Опасных ситуаций у любой семьи достаточно. Будто двое впервые в жизни выходят в открытое море на парусном судне, считая, что с парусами и с ветром может справиться другой. А семейное море будет штормить, не штормить оно не может. Посмотрим в чем же трудности семейной жизни.
Разбор ситуаций:
Ситуация: Она: ты, почему разбрасываешь свои вещи? Бросаешь куда попало: ботинки приходится вытаскивать из-под ванны, носки красуются на буфете рядом с вазой, а в поисках ключей или телефона я могу провести все утро. (Слайд )
Он: (ответы учащихся)
Ситуация: После занятий молодая жена с подругой зашли попить чаю домой, где любящий муж приготовил к приходу жены ужин.
Он: стол накрыт, пожалуйте!
Она: ой, как есть хочется! (вдруг подозрительно спрашивает мужа): ты опять по-своему, а? Нет, признайся, опять чистил картошку в раковину? Я просила раковину не мазать! Просила чистить на стол, на газету. На газетку надо! На газетку! (Слайд )
Он: (ответы учащихся)
- Кто прав в этих ситуациях? Проанализируйте действия супругов.
- Подобных примеров можно привести множество. Ведь каждый приносит в семейную жизнь свои привычки, опыт родителей, стиль их жизни. В одной – было принято говорить вполголоса, в другой, по любому поводу возражать, здесь – чистота и аккуратность возведены прямо в культ, там – не обращают внимание. В одной семье на счету была каждая копейка, в другой - пересчитывать сдачу в магазине считалось неудобным. И так до бесконечности.
Но вот объединились двое, притащили в свою комнату по целому рюкзаку привычек, традиций, линий поведения.
- Что получится? Или постепенно все само собой уладится? Как сохранить долгую совместную жизнь? (ответы учащихся)
Вывод: Хорошая дружная семья – не результат удачи или везения. Даже сильное и глубокое чувство надо беречь, укреплять и развивать. Раздражительность, грубость, взаимные попреки могут отравить жизнь даже любящим друг друга людям.
Супружество – не увеселительная прогулка с "милым”, это труд. В переносном и буквальном смысле. Семью надо СТРОИТЬ, а это тяжелый труд. А в любом труде первое дело – ТЕРПЕНИЕ.
- Какие же мы можем выделить проблемы современной семьи? Слайд
-обсуждение проблем
- Я много знаю семейных пар, которые отпраздновали и серебряную и золотую свадьбы. Невольно ловишь их обращенные друг на друга смущенные, но полные тепла и нежности взгляды, и вспоминаешь прекрасные строки А.Блока:
Прошли годы, но ты – все та же:
Строга, прекрасна и ясна,
Лишь волосы немного глаже
И в них сверкает седина.
А я – склонен над грудью книжной,
Высокий сгорбленный старик, -
С одною думай непостижной
Смотрю на твой спокойный лик.
Да нас года не изменили
Живем и дышим, как тогда,
И, вспоминая, сохранили
Те баснословные года…
- Вот и кончились раздумья перед долгой дорогой. Как всегда, что-то важное позабыто. Что-то нужное не сказано. Многое еще предстоит додумать. А кое-что, вероятно, будет отвергнуто…
Быстро текущая жизнь диктует свои законы, рождаются новые проблемы, многое из того, что годилось отцам, может, не пригодится детям. И все-таки, греет надежда. Чтобы лучше, теплее жилось на нашей Земле, нужно, прежде всего, научиться ЛЮБИТЬ! (Слайд )
Список литературы для подготовки к уроку:
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
- Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПБ, 1998.
- Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник для ВУЗов.М., 2006.
- Обществознание. Под ред. Ю.Г. Волкова. Учебное пособие для поступающих в высшие учебные заведения. М., 2005.
- Обществознание. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова , Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева. 2-ое издание .М., Просвещение, 2007.
- Савельева О.О. Семья в современном обществе. "Преподавание истории и обществознания в школе”. №№ 7,8, 2001.